Программы для создания музыки. Покупать или нет?

Программы для создания музыки. Покупать или нет?

Статья посвящена важному, на мой взгляд, вопросу: ПОКУПАТЬ ЛИ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ для создания музыки, аранжировок, ремиксов или же пользоваться пиратскими копиями? Под программами будем понимать софт для записи и редактирования музыки (DAW), а также плагины, эффекты обработки, виртуальные синтезаторы, библиотеки сэмплов, которыми пользуются современные аранжировщики и звукорежиссеры в повседневной работе.

Прежде чем двигаться дальше, предлагаю подумать и вспомнить, какое соотношение легального и нелегального программ (ПО) стоит на вашем рабочем компьютере или ноутбуке?

При кажущейся простоте вопроса, ответы на него лежат далеко за гранями этой статьи, поэтому давайте без лишней воды рассмотрим преимущества и недостатки каждого варианта.

Лицензионное ПО

Итак, какие плюсы мы получаем, если используем официально приобретенную версию программы?

Плюсы очевидны:

  • Вы —  легальный зарегистрированный пользователь;
  • Своей покупкой вы поддержали производителя;
  • Всегда имеете доступ к самым свежим минорным обновлениям и службе поддержки;
  • При покупке вы получаете лицензию на продажу своего продукта, созданного с использованием купленных программ (это самое важное);
  • Производитель любит вас (хотя и никогда не скажет вам об этом);
  • Не говорю про ощущение умиротворения и радости от того, что вы ощущаете себя легальным юзером.

Минусы также есть:

  • Программы стоят денег (и зачастую немалых);
  • При выпуске новых версий вам придется покупать их снова и снова (хотя обычно и со скидками);
  • Необходимо хранить в безопасном месте установочные файлы и регистрационные ключи для каждого продукта;
  • Некоторые производители не предоставляют возможности попробовать их продукт перед покупкой (нет пробного периода) и есть риск выкинуть деньги на ненужный плагин;
  • Продать официально купленный виртуальный синтезатор на вторичном рынке будет не так-то просто, как какой-нибудь раритетный Moog (хотя и его продажа может вызвать сложности), но все же это возможно. Многие производители предоставляют возможность переноса лицензий между пользователями (license transfer).
  • Некоторые программы для своей работы требуют специального ключа (донгла), который вставляется в свободный USB-порт и наглым образом занимает его. Портов этих не всегда бывает достаточно, а в некоторых современных ноутбуках их вообще нет, что приводит к определенным неудобствам.

Взломанный софт

Теперь рассмотрим плюсы и минусы использования «пиратского» софта. Кстати, не всегда софт бывает пиратским. Иногда программа покупается официально, но с помощью разных уловок, ставится такое ПО не на один компьютер, а на три-пять или больше, что, при использовании этой программы разными людьми, также является нарушением лицензионного соглашения.

Плюсы таковы:

  • Взломанный софт обходится гораздо дешевле лицензионного или вовсе бесплатно;
  • Можно «пощупать» софтину и принять решение о покупке, если программа оказалась стоящей или стереть ненужный плагин и забыть его, если это просто мусор;
  • Как ни странно, но некоторые производители плагинов стали известны и популярны именно за счет взломанного ПО, которое устанавливалось на компьютеры по всему миру, что в итоге приводило к более высоким продажам их официальных версий (если, конечно, фирма раньше не разорится и не закроется).

Минусы использования пиратских программ:

  • Самый жирный минус это то, что ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА извлекать прибыль из музыки, созданной с использованием ворованного софта… Советую вам еще раз перечитать и вдуматься в предыдущее предложение…
  • С выходом каждой новой версии программы приходится ждать, пока хакеры ее сломают и не всегда это им удается, особенно если речь идет о мажорных (новых) релизах. Также некоторые производители в целях защиты, устанавливают, так называемые, «временнЫе бомбы» (time-bomb), которые работают следующим образом. Даже если хакерам удастся сломать часть кода, ответственную за авторизацию и запуск, то какое-то время спустя (например, через месяц) программа запускает некий скрытый алгоритм проверки, который анализирует целостность оригинального кода и видя, что код изменен или то, что пользователь использовал скомпрометированный ранее серийный номер, блокирует дальнейшую возможность использования данного ПО. Обнаружить такой код, пока он не начал действовать, может далеко не каждый хакер.
  • Взломанный софт, либо сайты для скачивания, могут содержать вирусы, трояны или опасные скрипты.
  • Использование пиратского ПО —  прямое нарушение законодательства.

Вот неполный список плюсов и минусов использования лицензионных, либо пиратских программ для создания музыки. Прежде чем двигаться дальше, давайте выделим из списка основные плюсы и минусы каждого из подходов.

Главным преимуществом легального ПО является его, извините за тавтологию, легальность. За нее музыканты и вынуждены платить своими кровно заработанными деньгами. Что же касается пиратских программ, то качая бесплатно, мы не получаем никаких прав на использование программы и несем на себе риски неожиданной проверки. Случаются ли такие проверки?

У меня на протяжении моего практически 20-летнего творческого опыта таких проверок пока что не было, но расскажу вам два случая, один мне поведал приятель (музыкант и ди-джей), работы которого продаются в iTunes и BeatPort, а вторую я вычитал на одном зарубежном музыкальном форуме.

Реальные случаи

Итак, история первая. Работал человек, работал. Делал ремиксы, результаты творчества выкладывал на зарубежные сайты, продавал. Однажды приходит ему «письмо счастья» с одного из порталов с просьбой подтвердить лицензию на пакет программ, по которому у фирмы-изготовителя возникли вопросы. К счастью, наш герой такой лицензией обладал, поэтому вопрос на этом благополучно решился.

Вторую историю я почерпнул из комментариев на одну около-музыкальную статью о дороговизне музыкального софта и почему звуковые библиотеки стоят денег, а не раздаются бесплатно. Смысл статьи —  аранжировщикам и композиторам ценить свой труд и не работать за копейки (чтобы было на что покупать лицензионные библиотеки). Больше статьи, меня заинтересовал комментарий композитора, сочиняющего музыку для клиентов рекламной фирмы. В эту контору также пришел запрос на проверку лицензии на библиотеку сэмплов, использованную в одном ролике. Фирма перенаправила запрос композитору и, к счастью, у него лицензия также оказалась. Если бы лицензии не было, то контракт с фирмой композитор потерял и остался бы без работы, так как серьезным компаниям такие скандалы вовсе ни к чему.

Эти случаи показывают, что необходимость использования лицензионных программ для создания музыки становится очевидной при продвижении вверх карьеры музыканта. В то же время, эта тема остается непонятна начинающим аранжировщикам и продюсерам, которые сильно ограничены в средствах и не понимают смысла в покупке плагинов, когда взломанные копии можно бесплатно скачать с торрент-трекеров.

Такой горе-продюсер, может «наклепать» песенку для собственного удовольствия, дать ее послушать друзьям или поиграть в местном клубе, где никто не догадается спросить нас о происхождении того или иного плагина, но говорить о работе с серьезными клиентами будет уже сложней. Особенно это касается работы с именитыми артистами, серьезными организациями, а также при создании музыки для рекламы, кино и ТВ.

Что в итоге?

При создании аранжировок на заказ для клиентов или записи треков для продвижения собственных музыкальных проектов, использование пиратского софта является миной замедленного действия, которая может отразиться, как на карьере самого музыканта, так поставить под удар и его клиентов.

Объективности ради скажу, что не припомню ни одного скандала, связанного с использованием ломанного софта. Случаи плагиата песен периодически всплывают в информационном поле, а вот историй, связанных с пиратскими программами для создания музыки пока что не было. И это здорово, потому что аранжировщики могут «пересесть» на лицензионные рельсы без последствий.

Лично я, однажды осознав приведенные в статье плюсы и минусы решил, что иного пути, кроме как приобретение лицензионного ПО попросту нет. Однако, на этом пути, как это ни странно, столкнулся с некоторыми нюансами, о которых расскажу в следующей статье «Как сэкономить на покупке лицензионного ПО».

olegtok

P.S. Черновики этой и следующей статей написаны 31 октября 2015, однако сами статьи смог выложить на блог только два года спустя. В оправдание скажу, что за это время в мире шоу-бизнеса ничего не поменялось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: